Ведение бухгалтерии на маркетплейсах — Часть 1

В этой статье рассмотрены особенности работы с маркетплейсами, в том числе – нюансы ведения бухгалтерии. Если вы только планируете начать сотрудничество с известными площадками или не можете разобраться в определенных нюансах, обратите внимание на изложенную здесь информацию.

Продажи через маркетплейс: особенности процесса

Каждый магазин устанавливает свои правила торговли. Но в целом процесс сотрудничества с площадкой выглядит следующим образом:

  1. Предприниматель, у которого есть товар для сбыта, заключает с площадкой агентский договор (чаще всего).
  2. Предприниматель создаёт свой онлайн-магазин, настраивает его, используя встроенные инструменты, после чего размещает там свой товар.

С этого момента товар доступен покупателям. После его приобретения часть выручки маркетплейс забирает себе за посреднические услуги, остальное поступает на расчетный счет продавца. Товар можно хранить у себя или передать на склад компании, при этом за это может взиматься дополнительная комиссия.

Обратите внимание: на некоторых маркетплейсах активация личного кабинета и добавление компании происходит после оплаты гарантийного взноса (пример – «Вайлдберрис»). Реквизиты для оплаты доступны после регистрации.

Купленные товары покупатель забирает в пункте выдачи или у курьера, который доставляет их по адресу. Если покупателю что-то не понравилось, он вправе вернуть товар. Чтобы возвратов было как можно меньше, нужно соблюдать простые правила: правильно указывать информацию и характеристики продукции, а также быть внимательным. Большое количество нарушений приводит к блокировке личного кабинета, сначала – временно, а потом и навсегда.

Какие системы налогообложения можно выбрать

Маркетплейсы практически не чинят препятствий. К сотрудничеству приглашают юрлиц, ИП и самозанятых. Самозанятые ограничены в своих возможностях. Им разрешено продавать только товары, сделанные своими руками, не подлежащие сертификации и маркировке. При этом допускается продажа изделий, созданных на основе других, например, – кружки с нанесенными на них вручную рисунками и надписями.

Обратите внимание: чтобы заключить договор с маркетплейсом Ozon, нужно уже быть самозанятым. Wildberries разрешает сделать это в процессе регистрации.

Разрешенные режимы налогообложения:

  1. ОСН.
  2. УСН.

Патентная система не применяется, так как согласно действующему законодательству интернет-торговля не рассматривается, как розничная продажа.

Особенности документооборота

Обмен документами между продавцом и маркетплейсом осуществляется через сервис электронного документооборота. Владелец товара должен подключиться к нему, заключив соответствующий договор. Площадки делают исключение только для новичков. У них есть возможность обмениваться документами через маркетплейс за исключением УПД и счетов-фактур.

Каждая операция сопровождается оформлением документов:

  1. Привоз товара на склад с целью хранения: выписывается накладная или иной подобный документ. Если товар отгружается со склада селлера, этой операции нет.
  2. Реализация товара, пересылка до покупателя, который становится его собственником после получения. Сопровождается выдачей электронного чека или УПД/накладной, если получатель – юридическое лицо.
  3. Уведомление продавца об успешной продаже: составляется отчет о продажах или отчет агента. Эти документы содержат информацию о том, что было продано, в каком объеме, какая удержана комиссия.
  4. Подтверждение расчетов между площадкой и продавцом: формируется акт выполненных работ или универсальный передаточный документ. К акту дополнительно составляется счет-фактура.

Продавец самостоятельно выбирает оператора электронного документооборота, хотя может заключить договор с рекомендованной маркетплейсом площадкой. В процессе выбора рекомендуется обращать внимание не только на стоимость услуг, сколько на функции, которые предоставляет оператор.

Полезные функции: автоматическая загрузка документов, хранение данных в облаке, поддержка роуминга, конструктор. Нелишним будет наличие мобильного приложения. Через него очень удобно взаимодействовать с площадкой.

Чтобы подключить ЭДО, необходимо после регистрации на сайте интернет-магазина получить электронную подпись, выбрать оператора и заключить с ним договор. Наша компания оказывает такие услуги. Вы можете обратиться к нам в любой момент.

 

Во второй части статьи мы расскажем об особенностях ведения продаж на маркетплейсах и отчетности, а также ответим на часто задаваемые вопросы!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *