В этой статье рассмотрены особенности работы с маркетплейсами, в том числе – нюансы ведения бухгалтерии. Если вы только планируете начать сотрудничество с известными площадками или не можете разобраться в определенных нюансах, обратите внимание на изложенную здесь информацию.
Продажи через маркетплейс: особенности процесса
Каждый магазин устанавливает свои правила торговли. Но в целом процесс сотрудничества с площадкой выглядит следующим образом:
- Предприниматель, у которого есть товар для сбыта, заключает с площадкой агентский договор (чаще всего).
- Предприниматель создаёт свой онлайн-магазин, настраивает его, используя встроенные инструменты, после чего размещает там свой товар.
С этого момента товар доступен покупателям. После его приобретения часть выручки маркетплейс забирает себе за посреднические услуги, остальное поступает на расчетный счет продавца. Товар можно хранить у себя или передать на склад компании, при этом за это может взиматься дополнительная комиссия.
Обратите внимание: на некоторых маркетплейсах активация личного кабинета и добавление компании происходит после оплаты гарантийного взноса (пример – «Вайлдберрис»). Реквизиты для оплаты доступны после регистрации.
Купленные товары покупатель забирает в пункте выдачи или у курьера, который доставляет их по адресу. Если покупателю что-то не понравилось, он вправе вернуть товар. Чтобы возвратов было как можно меньше, нужно соблюдать простые правила: правильно указывать информацию и характеристики продукции, а также быть внимательным. Большое количество нарушений приводит к блокировке личного кабинета, сначала – временно, а потом и навсегда.
Какие системы налогообложения можно выбрать
Маркетплейсы практически не чинят препятствий. К сотрудничеству приглашают юрлиц, ИП и самозанятых. Самозанятые ограничены в своих возможностях. Им разрешено продавать только товары, сделанные своими руками, не подлежащие сертификации и маркировке. При этом допускается продажа изделий, созданных на основе других, например, – кружки с нанесенными на них вручную рисунками и надписями.
Обратите внимание: чтобы заключить договор с маркетплейсом Ozon, нужно уже быть самозанятым. Wildberries разрешает сделать это в процессе регистрации.
Разрешенные режимы налогообложения:
- ОСН.
- УСН.
Патентная система не применяется, так как согласно действующему законодательству интернет-торговля не рассматривается, как розничная продажа.
Особенности документооборота
Обмен документами между продавцом и маркетплейсом осуществляется через сервис электронного документооборота. Владелец товара должен подключиться к нему, заключив соответствующий договор. Площадки делают исключение только для новичков. У них есть возможность обмениваться документами через маркетплейс за исключением УПД и счетов-фактур.
Каждая операция сопровождается оформлением документов:
- Привоз товара на склад с целью хранения: выписывается накладная или иной подобный документ. Если товар отгружается со склада селлера, этой операции нет.
- Реализация товара, пересылка до покупателя, который становится его собственником после получения. Сопровождается выдачей электронного чека или УПД/накладной, если получатель – юридическое лицо.
- Уведомление продавца об успешной продаже: составляется отчет о продажах или отчет агента. Эти документы содержат информацию о том, что было продано, в каком объеме, какая удержана комиссия.
- Подтверждение расчетов между площадкой и продавцом: формируется акт выполненных работ или универсальный передаточный документ. К акту дополнительно составляется счет-фактура.
Продавец самостоятельно выбирает оператора электронного документооборота, хотя может заключить договор с рекомендованной маркетплейсом площадкой. В процессе выбора рекомендуется обращать внимание не только на стоимость услуг, сколько на функции, которые предоставляет оператор.
Полезные функции: автоматическая загрузка документов, хранение данных в облаке, поддержка роуминга, конструктор. Нелишним будет наличие мобильного приложения. Через него очень удобно взаимодействовать с площадкой.
Чтобы подключить ЭДО, необходимо после регистрации на сайте интернет-магазина получить электронную подпись, выбрать оператора и заключить с ним договор. Наша компания оказывает такие услуги. Вы можете обратиться к нам в любой момент.